новая шапка39

Авторская студия

ИЮНЬСКАЯ ПРОГУЛКА НА ТХАЧИ

Снова год без гор, без походов, без буреломдо! Мезмай на выходные не в счет. Позади осень, зима, весна, идет лето, решимость созрела до предела. Или – или!

Мои постоянные спутники погрязли в круговерти дел, я решил идти в горы один, хотя вообще одиночество не  люблю.

Иду в родные, близкие сердцу места, туда где живут боги, иду на Тхачи, Афонку, Ачишбок, Пшекишь, Шишу и Кишу.

Ожидаемо - неожиданно образовалась компания спутников из Краснодарских туристов.

Все получилось очень просто, нас связал интернет и общее увлечение горами, ребята впервые решили сходить на Тхач, ну а я там уже неоднократно бывал, интересы совпали, остальное, как говориться,  дело техники.

Мы быстро договорился с Виталием, организатором путешествия из Краснодара обо всех нюансах предстоящего похода. Их идет много, от пяти до 12 человек, я иду с ними один, потому, что полностью автономен.

Подпоясавшись и взвалив готовую котомку на плечи, вечером 19 июня 2013 года, я рванул навстречу приключениям на электричке Ростов-на-Дону - Краснодар.

Во время пути до Краснодара, в электричке я думал, что помру, так мне стало хреновато.  Это было странное чувство, как будто, вся скопившаяся за год усталость от проблем, в одно мгновение легла на меня, приплющив к спинке сидения.

Пришлось заснуть, возможно, без варианта на просыпание. Проснулся на подъезде к Краснодару, состояние стало заметно улучшаться, захотелось, есть и жить.   

На вокзале созвонился с Виталием, получил ЦУ как добраться до его дома в центре Краснодара, сам он приехать не смог по причине поломки машины, которую он чинил в автосервисе, а именно на этой машине, мы с утра собирались стартовать в горы.

Добрался до нужной остановки быстро, встретились с Виталием на улице. Дальше было как во сне. Радушный хозяин с хозяйкой Еленой и их сын Дима, только что окончивший школу и собирающийся в свой первый поход с отцом, накормили меня, напоили, искупали, спать уложили. Спал я в ту ночь как ребенок!

Утро наступило быстро. Позавтракали, покидали вещи в автомобиль и рванули в сторону Майкопа и дальше в станицу Сахрай (Новопрохладное).

По дороге возле Белореченска нам позвонили остальные участники похода, которые на жигулях 7 модели, втроем ехали в том же направлении что и мы.

Оказалось ребята успели попасть в ДТП рядом с заправкой города Белореченск и наш водитель был не прав.

Мы развернулись и поехали в обратном направлении разруливать сложившуюся ситуацию. Горы снова удалялись от нас. На заправке оценив все за и против, решили забрать с собой двоих участников похода, оставив на месте ДТП хозяина авто.

Уговор был прост. Если все произойдет быстро, он должен был нас догнать в Сахрае и уже вместе мы должны были на ГАЗ 66 рвануть в горы.

Ждать долго мы не могли, время поджимало, но пара-тройка часов у нашего шестого участника в запасе были.

Загрузились впятером в одну машину Виталия и поехали дальше в сторону Майкопа. По дороге познакомились, ещё два Владимира. Чтобы не путаться, Виталий рассказал как надо называть своих друзей, одного "Воробей" другого "Кошка". Оба Володи оказались очень опытными горными туристами. С такими спутниками уж точно не пропадешь!

Быстро добрались до Сахрая где нас уже ожидал Володя, хозяин ГАЗ 66. Три- три с половиной тысячи рублей, туда и три-три с половиной тысячи рублей обратно, вот такие расценки сейчас в Сахрае, на трансфер до места названием «Тайвань» или ещё дальше несколько км до «Кунака». По ущелью реки Куна, Володя, как и другие владельцы ГАЗ 66 ехать теперь отказываются, не за какие деньги, дорога убита напрочь, не пройдет даже танк.

В Сахрае висели около часа-полтора, ждали вестей с места ДТП. Мегафон с трудом, но берет с Володиного дома. Созвонились. Без вариантов, все затянулось там в Белореченске. Вообще ДТП у нас в стране муторное дело, пока менты приедут, пока страховка, пока до, да се, короче целый день.

Переоделись, побросали рюкзаки в ГАЗ 66, уселись, схватившись покрепче за борта и поехали на Кунак. Из двенадцати человек собирающихся на Тхачи, нас остались пятеро смелых.

Двенадцать-тринадцать километров пути от Сахрая до Кунака, но каких! Дорога убитая, больше десяти бродов через реку Сахрай. Иногда на трудных участках пути, казалось, что ГАЗ 66 не пройдет, утонув в грязевой колее, углубленной до предела груженными Уралами лесовозами.

Озираясь по сторонам, я вспоминал былое, 2004 год, когда мы по этой дороге шли с Сашей Зброжко на Бамбаки. Тогда на дороге до Тайваня была прекрасная тирса, сухая дорога без грязевой колеи, было мало бродов, ну штук пять от силы. Куда это все подевалось?  Все туда же. Хозяин в местах этих ушел, пришли арендаторы – лесорубы, они убивают лес и дороги, а что им, после них хоть потоп.

Во время разговора в Сахрае с местными мужиками нас уверили, что в национальном парке Большой Тхач сейчас никто лес не рубит.

Видать давно мужики в горы не поднимались. Вырубки идут в метрах двухстах от Фирсовой поляны.

Короче через полтора часа пути мы были на месте. Сахрайский Володя взял свое и уехал обратно, а мы сели перекусить под навесом беседки. После обеда без отдыха, собрались, подтянулись и пошли вверх в горы, в сторону поляны Фирсовой и Княжеской. На часах было около 15:00.

Сначала мы шли по скользкой, не сильно убитой затяжной дороге резво набирающей высоту. Вообще Тхач не отличается легко доступностью, везде, со всех сторон надо пахать. Дорога, по которой мы шли, завела нас в тупик, немного в сторону, на свежую растерзанную делянку лесорубов. Не беда.

Сориентировались по ЖПС и быстро вышли на Фирсовую поляну. После Фирсовой поляны дорога превратилась в тропу и снова конкретно взлетела вверх. Снова пришлось попотеть, и вот  к 19:00 выгребли на Княжескую поляну.

Дошли до грота Лагерного, осмотрелись и там решили заночевать.

День длинный, светло, силы есть, решили забацать радиалку в грот с озером, он должен был быть где-то рядом, метров 200 ниже по руслу пересыхающего ручья.

Сходили в грот, грот оказался гротищем, пятиэтажный дом влезет и озеро Изумрудного оттенка , где было полно воды. Радиалка оказалась увлекательной, но тяжелой. Для первого дня напахались изрядно.

Вода на Княжеской поляне есть в двух местах: рядом с гротом Лагерным, метров двести по тропе пройти в сторону подъема на Большой Тхач и в гроте с Изумрудным озером.

Также, вероятней всего, ближе к осени ручей возле грота "Лагерного" пересыхает и постоянным источником воды остается только грот "Изумрудный".

Расположились в гроте "Лагерном", ночевать под открытым небом, укрываясь одеялом из звезд. Романтика была изрядно подпорчена кучей наглых неудержимых мышей, которые всю ночь скакали по нашим головам.

Одну даже придавили спальником, так она оглашено запищала, все проснулись! Потом, ближе к утру, ещё птица залетала к нам, стала орать. Короче ночька была бессонной, и наконец-то наступило утро.

С тура быстро позавтракали и побежали к вершине Большого Тхача. К 12:30 уже были на вершине, к часам 14:00 уже спустились в седловину между Большим Тхачом и Малым. Погода была прекрасна, Тхач пустил нас на вершину и отпустил, не подмочив дождем, и не встряхнув громом и молнией. Редкое явление на Тхаче в июне, как правило бывает наоборот.

На седловине, после обеда, наша группа разделилась. Виталий с сыном, пошли на балаган Ветреный, мы же, три Володи, рванули дальше на Ачешбок и ещё дальше через перевал "Чертовы ворота" к подножью хребта Дзювя. У меня был такой план.

Шли бодро, погода радовала. Заползли к обрывам Малого Тхача, спустились на магистральную  тропу, траверсунли Малый Тхач, Асбестную, вышли к Ачешбоку, перешли перевал Чертовы ворота, спустились вниз, поднялись к границам КГПБЗ, набрали воду из чахлого ручья по пути, зашли в заповедник, пошли дальше по тропе через сосновый лес, вышли на поляны.

Там на полянах, пошатываясмь от усталости во время ходьбы, я понял, что до Дзювя мы уже не дойдем. Решили падать, где остановились. Выбор был не богат, упали на лугу с неприличным для лагеря уклоном.

На этом неприятности не закончились. Переодеваясь в теплые вещи обнаружили у одного из Краснодарских Володей под мышкой клеща. Вероятно подарок грота Лагерного.

Вытаскивали этого защитника леса, всем миром, но больно глубоко он уже всосался, не смогли вытащить по-человечески, оборвали жопу.

Короче, измученными и продрогшими, поглядывая на сгущающиеся тучи, мы заползли в палатки, в надежде на радиалку на Бамбаксике озера с возвращением на Ветреный.

Ночь оказалась бессонной, я все время сползал в спальном мешке  по коврику в позу эмбриона, потом гусеницей полз обратно вверх, долго на верху я не держался, сползая обратно вниз. Так и прошла самая короткая ночь в году, в которой-то темноты конкретной было всего часа четыре.

Утром полил дождь, радиалка на Бамбаки отменилась. Быстро позавтракали, собрались в просвете между дождем, и пошли обратно. На удивление быстро преодолели перевал Чертовы ворота и спустились вниз к началу магистральной тропы в сторону Тхачей.

Мне стало грустно. Возвращаться по хоженой тропе было не кайф, хотелось приключений, встряски, ведь за этим я шел в горы!

Предложил ребятам прогуляться по заповедной тропе через урочище Белый камень на Афонку, обогнуть Афонку по знакомой мне тропе, преодолеть отрог Афонки, выйти к Малому Тхачу, обойти Малый Тхач и к ночи выйти к балагану Ветреному.

Ребята согласились, не зная, что их ждет впереди. Может это было и к лучшему, хе..хе.

Приключение выдалось на славу! Дождь, ветер, град, непролазный травостой и осыпные скалы, проход участка пути от подножья скалы Афонки до Малого Тхача с рюкзаками за плечами, нас изрядно потрепали.

Уже в темноте с фонариками на лбу, мы пришли, пошатываясь и дрожа к балагану Ветряному. Володя "Кошка" владелец ЖПС навигатора как-бы невзначай сказал, что за этот тяжелый мокрый день, мы протопали 26 км за 14 часов.

Не знаю, что в этот момент чувствовали мои спутники, но лично у меня в голове прояснилось, лично я получил все что хотел!

Парни держались стойко, но в их глазах читалось, что со мной в Буреломдо они больше не пойдут. Я без предупреждения, завел их в Тмутаракань, доведя до физического перенапряга. Никто не сказал ни слова, никто не пожаловался, но было видно, что все доведены до своего физического предела. Это могло плачевно закончиться. Не случилось, слава богу. Извиняюсь мужики.

В Балагане Ветряном в субботу, набилось народа, как селедок в бочке. Бесцеремонные туристы толпились в домике, топили там печку, готовились к большому ужину, забив на том, что домик был занят нами и что мы мокрые, продрогшие до костей стояли и ждали, когда они посмеются возле печки.

Меня это все угнетает. Вообще столько людей в горах, это клиника для меня. В такие моменты, увидав столько двуногих в одном месте, я становлюсь грубым и неотесанным, могу вступить в перепалку и говорить трехэтажным матом.

Так и получилось, я стал бубнить, материться, подвигнув мужиков на действия. Посматривая на меня косо, мужики поставили палатки рядом с входом в балаган, а мы к глубокой ночи, все же поели и улеглись вальтом на спальном месте.

Всю ночь я не спал, сказался долгий перерыв в горных нагрузках. Тело ходило ходуном вместе с колотящимся сердцем, бросало в жар, то в холод и вообще короче был отстой!

Лежал спокойно и смирено, и думал. Эх, если бы не надо было идти на Ветреный, чтобы объединяться группой!

Сейчас бы на Зубропарке в домике или где-нибудь под пихтой в палатке, один на один с природой, тишина, покой, свежий воздух.

А потом с утра, неторопливый подъем, выход на тропу хребта Бульвар, потом на дорогу к Сахраю и по волокам, напрямую к трем-четырем часам дня в Сахрае возле машины. Нет людей, троп, дорог, стихия Буреломдо. Эх!

Утро было поздним, а спуск к Тайваню нам ещё предстоял босяцкий. Из всей группы, я единственный знал, сколько нужно потратить время на выход с Ветреного на Тайвань, смотрел на часы, уже 11:00, прикидывал в уме, что может не получиться нам упасть вниз к 15:00.

Так и вышло. МЫ, три Володи, прибежали к Тайваню ровно к 15:00.

Виталий же, который отстал, чтобы подстраховать сына Диму, которого он должен был доставить до Краснодара, не только живым, здоровым, но ещё и красивым для выпусного вечера , где-то задержались.

В этот момент на "Тайване" в ожидании нашей группы, которая и заказала ГАЗ 66 к 15:00, били копытом с десяток человек из числа страждущих, тех, кто, спустившись с Тхачей,  увидав авто, приняли его за манну небесную.

Володя, хозяин авто, ходил вокруг нас, бурча, что толпа ждать не может долго, что вот-вот он уедет. Мы были спокойны. Договор то дороже денег!

Я вообще пошел хорошенько искупался в реке Сахрай, понырял даже, кайф.

Короче вскоре, с опозданием в час, на горизонте появились Дима и Виталий. Толпа ликовала. Ура, скоро в город! С этих дурацких гор! Как угорелые они забрались в кузов ГАЗ 66 и уселись на скамейках.

Я собирался медленно, угрюмо посматривая в лес. Сколько волка не корми, а он все в лес смотрит.

Мало получилось гор, мало приключений, мало Буреломдо! Хочу больше! Хочу в горы!

 

 




 
Тхачи
Стартуем после обеда  на Княжеские поляны с местечка "Кунак". До обеда дорога из Краснодара до Сахрая и 13 км на ГАЗ 66.
Река "Малый Сахрай".
В национальном парке Большой Тхач лес не рубят - так нам сказали местные мужики в Сахрае. Рубят, ещё как - только щепки летят!
Вид на северо-восток с участка тропы между Фирсовой и Княжеской полянами.
Княжеская поляна. Бледная фотка очень красивого места, что поделаешь - мыльница )
Завтрак в гроте Лагерном. Ночевали там же. Мыши прыгали по головам, кто-то насрал и оставил кучу говна, прикрыв его куском полиэ
Подьем с Княжеской поляны на спину Тхача.
Скала Колокольня вид сверху.
Все выше и выше.
Идем Вдоль обрыва
Достопримечательности по пути
Травка, грибы.
Перекус возле православного креста
Недалеко от вершины Большого Тхача
Вид на "Передовой хребет" с вершины горы Большой Тхач
Привал на спуске к балагану Ветренному
Вид на вершину горы Большой Тхач с обходной тропы.
Вид на гору Большой Тхач с седловины Малого Тхача
Вид на Большой Тхач с горы Малый Тхач
Идем вдоль скального обрыва горы Малый Тхач смотрим вдаль на Ачешбок
Ещё один ракурс на Большой Тхач
Вид на скалу Афонка и колючий отрог.
Перевал Чертовы ворота и гора Ачешбок все ближе и ближе.
Вершина горы Малый Тхач.
Вид с седловины между горой Малый Тхач и горой Асбестная
Вид с тропы на Ачешбок
Асбестная, Малый Тхач, Большой Тхач.
Гора Ачешбок и перевал Чертовы ворота.
Перевал Чертовы ворота и гора Ачешбок, вид с заповедной стороны.
Балаган под горой Западный Ачишбок
Идем от балагана по тропе к урочищу Белый камень
У ручья, одного из истоков реки Шиша
Скала Афонка, вид с Северо-Западной, заповедной стороны.
Вида на Западный Ачишбок с отрога рядом с Афонкой.
Путь на вершину Афонки
Пробираемся по колючему отрогу к горе Малый Тхач
Туман рассеивается, открывая скалы горы Малый Тхач
Досвидания скала Афонка.
До встречи гора Ачишбок.
Привет скальный бастион горы Малый Тхач и магистральная тропа.
Балаган Ветреный
Вид с тропы с Ветреного до Колокольни
Обрывы Большого Тхача
Вид на скалу Колокольня
Вида на обрывы Большого Тхача с поляны рядом со скалой Колокольня
Скала Колокольня, тропа уходит вниз в ущелье реки Большой Сахрай, досвидания Тхачи!
 

Комментарии


Чиназиров Мурат // 16.07 12:56
Ассалам Алейкум, Володя!

Поздравляю тебя с долгожданным выходом в родные места!!!
Прочитал твой отчет... Ну что тут сказать, - как я тебя понимаю!
Написано так что побывал вместе с вами, молодец!
Давно ждал от тебя новых походов!!! И вот на конец. Поздравляю с выходом в эфир! ))))

К стати, на Большом Тхаче ни разу не был! Думаю как нибудь мы с тобой снарядимся и двинем туда куда глаза глядят!!!

Спасибо тебе за твой творческий труд.

Звони, пиши, - я на связи!

С уважением, Мурат Чиназиров!


Администратор // 22.07 22:39
Ассалам, Мурат! Движок сайта совсем заржавел от моего сидения на пятой точке дома. Вот даже увидел твой коммент почти неделю спустя!
Выйти в горы даже на четыре- пять дней, сейчас для меня подвиг. Камера постарела, фотики крутые мне сейчас друзьняки зажравшиеся не дают, приходится мыльницей снимать.
Прошлый год, как откровение, сидел на мешке сублиматов с громадьем планов, и никуда не сходил!
Жму руку!
Спасибо за хорошие слова.
На связи.



Ваше имяEmail